Московское трехстороннее соглашение на 2022-2024 годы | Скачать |
Московское трехстороннее соглашение на 2022-2024 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы от лица органов исполнительной власти города Москвы (далее — Правительство), Московская Федерация профсоюзов (далее также — МФП) от лица московских объединений профсоюзов (далее — Профсоюзы), Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) (далее — МКПП(р) от лица московских объединений работодателей (далее — Работодатели), именуемые в дальнейшем Стороны, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом города Москвы от 11 ноября 2009 г. N 4 «О социальном партнерстве в городе Москве» заключили Московское трехстороннее соглашение на 2022-2024 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (далее — Соглашение).
Основными целями настоящего Соглашения являются обеспечение согласования интересов работников, работодателей и органов исполнительной власти города Москвы по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое функционирование и развитие экономики города Москвы, обеспечение и расширение государственных гарантий в вопросах занятости и социальной защиты населения, оплаты и охраны труда работников на основе принципов социального партнерства.
Настоящее Соглашение рассматривается Сторонами как основа для разработки и заключения городских отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, а также коллективных договоров в организациях, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, с индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территории города Москвы (далее также — работодатели). Нормы и гарантии, включенные в настоящее Соглашение, являются минимальными, обязательными к применению и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Стороны при разработке и реализации настоящего Соглашения руководствуются положениями, содержащимися в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, и Соглашением между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, Координационным Советом Российского союза промышленников и предпринимателей Центрального федерального округа.
Контроль за исполнением настоящего Соглашения осуществляется Московской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее также — МТК).
Стороны поручают МТК вносить изменения в настоящее Соглашение в порядке, установленном Регламентом работы Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Раздел 1. В области развития экономики и повышения инвестиционной привлекательности
Стороны обязуются:
1.1. Направлять усилия на развитие экономики города Москвы. Участвовать в подготовке и экспертизе документов стратегического планирования, реализация которых затрагивает сферу социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
1.2. Совместно формировать (актуализировать) реестр организаций, осуществляющих промышленную деятельность на территории города Москвы; проводить консультации в рамках данной работы.
1.3. Участвовать в формировании и реализации экономической, в том числе промышленной, политики города Москвы.
1.4. Обеспечивать устойчивый рост объема производства промышленной продукции организациями, осуществляющими деятельность на территории города Москвы.
1.5. Содействовать обмену опытом на площадках московских объединений работодателей, участников Московского инновационного кластера, организаций промышленности и науки города Москвы и выработке предложений по совершенствованию работы Московского инновационного кластера.
1.6. Осуществлять взаимодействие при подготовке предложений по созданию условий и стимулированию к инновационному развитию организаций промышленности, которые участвуют в работе площадки МКПП(р).
1.7. Содействовать развитию в городе Москве научных организаций по различным сферам, конструкторских, проектных и инжиниринговых организаций.
1.8. Совместно осуществлять анализ практики применения законов города Москвы и иных нормативных правовых актов города Москвы по созданию условий для стабильного и эффективного развития экономики и социально-трудовой сферы в соответствии с полномочиями Сторон в рамках системы социального партнерства.
Правительство обязуется:
1.9. Предоставлять (при необходимости) площадки для проведения тематических мероприятий (форумов, конференций, круглых столов) для МКПП(р) по вопросам, направленным на обсуждение ключевых направлений экономической политики города Москвы, а также на формирование предложений по совершенствованию законодательства, затрагивающего интересы делового сообщества города Москвы.
1.10. Считать МКПП(р) организацией, составляющей инфраструктуру поддержки промышленности города Москвы с учетом положений Федерального закона от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», иных федеральных законов, включая вопросы экономической защиты работодателей, кадрового обеспечения, охраны труда, в целях содействия работодателям промышленных отраслей в реализации обязательств по настоящему Соглашению.
1.11. Продолжить взаимодействие по вопросам, связанным с определением видов фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в целях налогообложения.
Правительство и Работодатели обязуются:
1.12. Развивать механизмы государственно-частного партнерства.
1.13. Содействовать развитию высокотехнологичного инновационного производства, в том числе путем создания промышленных кластеров с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.
1.14. Принимать меры по устранению избыточного государственного регулирования и снижения административных барьеров при осуществлении инвестиционной и предпринимательской деятельности.
1.15. Развивать действующие и создавать новые технопарки и технополисы.
1.16. Обеспечивать реализацию мер по поддержке и развитию инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, в том числе социального предпринимательства.
1.17. Создавать условия для повышения конкурентоспособности товаров и услуг московских производителей.
1.18. Создавать условия для стимулирования спроса на рынке высокотехнологичной продукции, повышения уровня внедрения технологических инноваций промышленными организациями и заказчиками города Москвы.
1.19. Поддерживать экспортоориентированные организации, использующие в своем производстве национальную компонентную базу.
1.20. Содействовать проведению совместных мероприятий, осуществляемых в целях развития и поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности в городе Москве.
1.21. Оказывать содействие в проведении ежегодного мероприятия в рамках Московского международного инженерного форума.
1.22. Содействовать обеспечению доступности долгосрочного кредитования товаропроизводителей, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков на территории города Москвы.
1.23. Проводить мониторинг потребности в специалистах для отраслей экономики и осуществлять взаимодействие с образовательными организациями, расположенными на территории города Москвы, по их подготовке.
1.24. Продолжить взаимодействие по вопросам снижения налоговой нагрузки по налогу на имущество организаций и вопросам, связанным с кадастровой оценкой недвижимости организаций.
1.25. Реализовывать проекты, направленные на развитие предпринимательской, промышленной, научной и инновационной деятельности в городе Москве.
1.26. Принимать меры, направленные на интеграцию (системное взаимодействие) организаций детского и молодежного научно-технического творчества с образовательными организациями высшего образования и профессиональными образовательными организациями и непосредственно работодателями.
1.27. Проводить отраслевые совещания по вопросам, относящимся к сфере регулирования настоящего Соглашения и направленным на повышение эффективности деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей (мероприятия организуются МКПП(р) и ее территориальными организациями в административных округах города Москвы).
Работодатели обязуются:
1.28. Осуществлять сбор, анализ и обобщение актуальных системных проблем, возникающих в процессе деятельности организаций различных отраслей экономики.
1.29. Организовывать и проводить молодежные научно-инновационные мероприятия.
1.30. Организовать отраслевую (межотраслевую) систему оценки соответствия продукции, работ и услуг установленным требованиям (оценки качества и безопасности), включая добровольную сертификацию и содействовать ее развитию.
Раздел 2. В области регулирования рынка труда и занятости населения
Стороны обязуются:
2.1. Содействовать созданию новых, сохранению и модернизации существующих рабочих мест для жителей города Москвы.
2.2. Осуществлять комплекс мер по снижению социальной напряженности, предоставлению дополнительных гарантий занятости, профессиональному обучению, дополнительному профессиональному образованию, социальной поддержке высвобождаемых (высвобожденных) работников в случае осложнения ситуации на рынке труда города Москвы.
2.3. Содействовать обеспечению временной занятости молодежи в свободное от учебы время и в период каникул.
2.4. Создавать условия для социальной адаптации женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность, в том числе на условиях самозанятости, после периода, связанного с беременностью и родами, уходом за ребенком, обеспечивать их обучение, профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда города Москвы.
2.5. Развивать взаимодействие между образовательными организациями, осуществляющими профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование, и организациями, осуществляющими профильную профессиональную деятельность в городе Москве, в целях прохождения обучающимися практической подготовки и реализации образовательных программ среднего профессионального образования по профессиональным модулям.
2.6. Осуществлять комплекс мероприятий (мер поддержки), направленных на стимулирование работодателей к трудоустройству инвалидов и обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных возможностей.
2.7. Проводить согласованную политику по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы в экономику города Москвы.
2.8. Осуществлять мониторинг процессов трудовой миграции. Принимать меры по оптимизации привлечения иностранной рабочей силы и созданию экономических условий для снижения зависимости экономики города Москвы от иностранной рабочей силы за счет обеспечения приоритетного права трудоустройства граждан Российской Федерации.
2.9. Содействовать гражданам старшего возраста в продлении трудовой активности, повышении их конкурентноспособности на рынке труда, в том числе путем вовлечения в программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
2.10. Содействовать развитию практики наставничества в организациях, разработке и реализации совместных проектов, включая меры по стимулированию участников системы наставничества.
2.11. Реализовывать проекты по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению детей и молодежи.
2.12. Осуществлять меры, направленные на обеспечение непрерывного профессионального развития работников в соответствии с требованиями рынка труда.
2.13. Продолжить практику проведения профессионально-ориентационных мероприятий для молодежи, в том числе телевизионных, в целях демонстрации лучших практик наставничества, положительного опыта практик адаптации и работы выпускников в организациях, разработать комплекс мер, направленных на профессиональную ориентацию молодежи в выборе будущих профессий.
2.14. Считать критериями массового увольнения показатели численности увольняемых работников организаций с численностью работающих от 15 и более человек за определенный период времени:
2.14.1. Увольнение в течение 30 календарных дней более 25 процентов работников организации от общей численности работающих в организации.
2.14.2. Сокращение численности или штата работников организации в количестве:
— 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
— 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
— 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
Правительство обязуется:
2.15. При рассмотрении заявок работодателей о потребности в привлечении иностранных работников учитывать их участие в системе социального партнерства города Москвы.
Правительство и Работодатели обязуются:
2.16. Обеспечивать лицам с ограниченными возможностями здоровья и иным маломобильным категориям жителей города Москвы беспрепятственный доступ к местам осуществления трудовой деятельности и обучения.
2.17. Организовывать проведение мониторинга трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования (далее — молодые специалисты). По итогам мониторинга формировать согласованные предложения в целях гарантированного обеспечения трудоустройства молодых специалистов.
2.18. Организовывать проведение дней открытых дверей, профессионально-ориентационных экскурсий в организациях промышленности, а также презентационных сессий работодателей для обучающихся образовательных организаций.
2.19. Содействовать активному участию работодателей в различных формах взаимодействия с образовательными организациями, включая участие в разработке содержания образовательных программ, общественной оценке качества образования, развитии учебно-производственных интегрированных комплексов, системы непрерывного профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с учетом развития техники, технологии, организации производства труда.
2.20. Оказывать содействие развитию практико-ориентированного обучения, включая совершенствование механизма взаимодействия образовательных организаций и работодателей, а также разработку (при необходимости) соответствующих нормативных правовых актов.
Работодатели обязуются:
2.21. Информировать Стороны социального партнерства в случае угрозы массового увольнения работников не менее чем за три месяца до даты начала проведения соответствующих мероприятий. Совместно разрабатывать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению.
2.22. Обеспечивать безвозмездное предоставление услуг переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков) в организациях, использующих труд инвалидов по слуху, из расчета один переводчик жестового языка на каждые 15 человек работающих из числа инвалидов по слуху.
2.23. Обеспечивать установление окладов (должностных окладов) переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков), старших инструкторов-переводчиков, инструкторов-переводчиков по обслуживанию работников из числа инвалидов по зрению (работников социальных отделов организаций, сопровождающих), работающих в организациях, использующих труд инвалидов по слуху и инвалидов по зрению, не ниже размера средней заработной платы в данной организации.
2.24. Предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, возможность пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование.
2.25. Не допускать в течение года одновременного увольнения работников, которые являются членами одной семьи, в случае сокращения численности или штата работников организации.
2.26. Проводить при участии МКПП(р) и отраслевых советов по профессиональным квалификациям работу по профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, реализуемых профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, которые осуществляют подготовку специалистов для экономики города Москвы.
2.27. Содействовать реализации инвестиционных проектов, в том числе связанных с обеспечением жилыми помещениями высококвалифицированных специалистов — работников организаций в соответствии с законодательством.
2.28. Проводить с использованием информационных ресурсов МКПП(р) информирование работодателей о возможностях и преимуществах организации на отраслевых предприятиях, включая субъектов малого и среднего предпринимательства, практической подготовки обучающихся современным профессиональным навыкам, востребованным на рынке труда.
2.29. Сформировать перечень организаций, имеющих возможность и желающих участвовать в организации и проведении практической части образовательного процесса непосредственно на территории организации.
2.30. Принимать участие в добровольном анкетировании работодателей на предмет потребности в кадрах в целях обеспечения и поддержания актуальной информации в рамках текущей и перспективной потребности экономики города Москвы в кадрах, в том числе организованном МКПП(р).
Профсоюзы обязуются:
2.31. Содействовать работе по укреплению трудовой дисциплины, повышению качества производимой продукции, роста производительности труда.
Раздел 3. В области оплаты труда работников, доходов и уровня жизни населения
Стороны обязуются:
3.1. Считать, что размер минимальной заработной платы в городе Москве устанавливается ежегодно в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы, утвержденной Правительством Москвы на соответствующий год. В случае снижения величины прожиточного минимума в городе Москве размер минимальной заработной платы сохраняется на прежнем уровне.
3.2. Устанавливать размер минимальной заработной платы в городе Москве с первого числа календарного года, на который установлена величина прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы.
3.3. Считать, что размер минимальной заработной платы в городе Москве не является ограничением для реализации более высоких гарантий по оплате труда и включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обязанности (норма труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии со статьями 147, 151, 152, 153 и 154 Трудового кодекса Российской Федерации.
3.4. Вырабатывать совместно меры по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики города Москвы с учетом необходимости обеспечения индексации и повышения оплаты труда всех категорий работников.
Правительство обязуется:
3.5. Ежегодно устанавливать в городе Москве величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения на очередной год с учетом мнения МТК.
Работодатели обязуются:
3.6. Не допускать задержку выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работникам.
3.7. Обеспечивать выплату заработной платы работникам, трудоустроенным в рамках договоров об организации оплачиваемых общественных работ или временного трудоустройства, заключаемых с органами службы занятости населения города Москвы, при полной отработке нормы рабочего времени и выполнившим норму труда, не ниже минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, установленного федеральным законом.
3.8. Обеспечивать выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и выполнившим норму труда, в размере не ниже размера минимальной заработной платы в городе Москве.
3.9. Возмещать работнику, вынужденно приостановившему работу в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 календарных дней, не полученный им средний заработок за весь период ее задержки, включая период приостановки исполнения трудовых обязанностей, с уплатой по требованию работника денежной компенсации за задержку выплат в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от общей суммы невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со дня, следующего за днем установленного срока выплаты заработной платы, по день фактического расчета заработной платы включительно.
3.10. Производить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
3.11. Разрабатывать системы нормирования труда, которые определяются в соответствии с законодательством с учетом мнения представителей профсоюзных организаций или устанавливаются коллективным договором, и применять их.
3.12. Устанавливать размер заработной платы работнику в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая оклады (должностные оклады), тарифные ставки, рассчитанные с учетом установленной в организации системы нормирования труда, повышающие коэффициенты к окладам (должностным окладам), тарифным ставкам, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, которые установлены соглашением, коллективным договором, а также локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, принятыми с учетом мнения (по согласованию) соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов).
3.13. Устанавливать штатные расписания организаций на основании норм труда, которые утверждаются руководителем организации с участием выборного органа профсоюзной организации в соответствии с коллективным договором, соглашением.
3.14. Предоставлять работникам, проходящим вакцинацию (ревакцинацию) против коронавирусной инфекции, два оплачиваемых выходных дня.
Профсоюзы обязуются:
3.15. Осуществлять профсоюзный контроль за своевременной и в полном объеме выплатой заработной платы работникам организаций.
3.16. Осуществлять профсоюзный контроль за своевременной индексацией заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Раздел 4. В области охраны труда, здоровья и экологии
Стороны обязуются:
4.1. Принимать меры по организации и обеспечению функционирования в организациях системы управления охраной труда и системы управления профессиональными рисками.
4.2. Продолжать взаимодействие с органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, законодательства в области охраны окружающей среды в организациях.
4.3. Обеспечивать проведение диспансеризации работников организаций и студентов, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях, в том числе в частных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.4. Осуществлять перед началом оздоровительных мероприятий в детских загородных лагерях приемку лагерей с участием технической инспекции труда Московской Федерацией профсоюзов и отраслевых профсоюзов.
4.5. Осуществлять контроль за организацией отдыха и оздоровления детей в детских загородных лагерях и организацией отдыха студентов в лагерях отдыха.
4.6. Принимать участие в организации и проведении Всемирных дней охраны труда и дней защиты от экологической опасности, в работах по озеленению и благоустройству территорий парков и скверов в городе Москве.
Правительство обязуется:
4.7. Осуществлять в установленном порядке государственную экспертизу условий труда. При проведении государственной экспертизы условий труда по заявлению работника, профсоюзов, их объединений предусмотреть, что размер платы за ее проведение не устанавливается или при определении размера платы за ее проведение применяется понижающий коэффициент (за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Работодатели обязуются:
4.8. Обеспечивать проведение специальной оценки условий труда в организациях с последующей разработкой и реализацией плана мероприятий по приведению рабочих мест в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
4.9. Обеспечивать в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях. При этом годовой размер выделяемых средств в расчете на каждого работающего должен быть не ниже размера минимальной заработной платы в городе Москве.
4.10. Рассматривать результаты расследования несчастного случая на производстве с участием выборного органа первичной профсоюзной организации для принятия решений, направленных на ликвидацию причин и предупреждение травматизма. Обеспечивать выплату единовременной денежной компенсации сверх предусмотренной федеральным законодательством семье в результате смерти работника, наступившей от несчастного случая на производстве в размере не менее 50-кратного размера минимальной заработной платы в городе Москве. Основанием для выплаты денежной компенсации является заявление от членов семьи погибшего (умершего), которое подается в произвольной форме в организацию, в которой произошел несчастный случай.
4.11. Создавать необходимые условия для выполнения членами комитетов (комиссий) по охране труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда функций по осуществлению контроля за состоянием условий и охраны труда, проводить их обучение в специализированных учебных центрах с сохранением среднего заработка на период проведения обучения.
4.12. Создавать в организациях специализированные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с непосредственным исполнением работниками трудовых обязанностей.
4.13. Обеспечивать мероприятия по проведению профессионального обучения, дополнительного профессионального образования работников, направлять их на курсовое, индивидуальное и иное профессиональное обучение по охране труда.
4.14. Оказывать содействие в распространении в организациях новых форм и эффективных методов работы в сфере охраны труда, прогрессивных технологий и оборудования, направленных на обеспечение жизни и здоровья, усиления профилактических мер в отношении безопасного труда работников.
Работодатели и Профсоюзы обязуются:
4.15. Принимать меры по созданию в организациях условий для организации горячего питания работников, в том числе диетического питания при наличии соответствующих медицинских показаний.
Профсоюзы обязуются:
4.16. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При выявлении нарушений направлять работодателям обязательные для исполнения представления об устранении выявленных нарушений, в том числе о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни или здоровью работников. В случае необходимости информировать об этом органы государственного надзора.
4.17. Проводить разъяснительную работу среди работников организаций по вопросам охраны труда и предоставления социальных гарантий.
4.18. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе в организациях, в которых не созданы первичные профсоюзные организации. Осуществлять контроль за выполнением мероприятий по устранению причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, отмеченных в актах специального расследования.
4.19. Оказывать консультационную правовую помощь лицам, пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве или получившим профессиональное заболевание, представлять интересы членов профсоюза в суде.
4.20. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны труда, невыполнением обязательств по охране труда, предусмотренных соглашениями, коллективными договорами.
Раздел 5. В области социальной защиты населения
Стороны обязуются:
5.1. Содействовать расширению перечня социальных услуг, предоставляемых жителям города Москвы организациями всех форм собственности, и улучшению их качества.
5.2. Проводить согласованную политику, в области культуры, физической культуры, спорта, туризма, организации детского, молодежного и семейного отдыха; сохранения и развития сети спортивных, социально-культурных объектов и объектов туристской индустрии, спортивных, детских лагерей и центров детского отдыха.
5.3. Принимать меры по сохранению детских загородных лагерей.
5.4. Принимать участие в организации и проведении мероприятий по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в городе Москве.
5.5. Разрабатывать комплекс мер социальной защиты и безвозмездной правовой поддержки населения города Москвы.
5.6. Способствовать развитию добровольного и безвозмездного донорства крови и ее компонентов.
Правительство обязуется:
5.7. Предусматривать предоставление бесплатных санаторно-курортных путевок льготным категориям граждан, установленным правовыми актами города Москвы.
5.8. Предусматривать средства на предоставление обучающимся по очной форме обучения по образовательным программам высшего образования — программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, мер социальной поддержки по оплате проезда в транспорте общего пользования на территории города Москвы в порядке, установленном Правительством Москвы.
5.9. Предусматривать в рамках проведения оздоровительной кампании приобретение путевок для отдыха и оздоровления студентов, являющихся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, студентов, являющихся лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5.10. Предусматривать меры материальной поддержки нуждающимся обучающимся в государственных образовательных организациях города Москвы, реализующих основные профессиональные образовательные программы.
5.11. Осуществлять бесплатные перевозки транспортом общего пользования на территории города Москвы организованных групп детей, обучающихся в образовательных организациях города Москвы, в каникулярный период, а также участников творческих коллективов государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, для выступлений на фестивалях, концертах и иных публичных мероприятиях.
5.12. Предусматривать средства на осуществление региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам и ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии отдельным категориям работающих пенсионеров.
Правительство и Профсоюзы обязуются:
5.13. Организовывать новогодние представления в дни зимних школьных каникул для детей.
Работодатели обязуются:
5.14. Направлять информацию о приеме на работу пенсионеров органам социальной защиты населения города Москвы по месту нахождения работодателя или по месту жительства работника-пенсионера в городе Москве в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия работодателем локального правового акта о принятии на работу работника-пенсионера.
Профсоюзы обязуются:
5.15. Осуществлять профсоюзный контроль за своевременным и в полном объеме предоставлением работодателем достоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета работников организаций в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
5.16. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства в части ведения трудовых книжек и сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде.
Раздел 6. В области развития системы социального партнерства
Стороны обязуются:
6.1. Проводить согласованную политику в области социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
6.2. Проводить совместную работу в организациях по укреплению действующих и созданию новых объединений работодателей и первичных профсоюзных организаций.
6.3. Содействовать разработке мер организационного и экономического стимулирования вступления работодателей в объединения работодателей.
6.4. Оказывать практическое и методическое содействие заключению городских отраслевых и окружных соглашений, коллективных договоров в организациях.
6.5. Организовывать и проводить мероприятия, в том числе по вопросам, связанным с реализацией городских отраслевых, межотраслевых, территориальных и иных соглашений.
6.6. Принимать меры по развитию окружной системы социального партнерства.
6.7. Проводить взаимные консультации по разработке и реализации нормативных правовых актов города Москвы в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.
6.8. Оказывать содействие организациям в пределах полномочий в пропаганде трудового законодательства в средствах массовой информации.
6.9. Содействовать созданию комиссий по трудовым спорам в организациях, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков и (или) осуществляющих деятельность в городе Москве в целях досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров.
6.10. Направлять в учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» информацию о коллективных трудовых спорах и массовых нарушениях трудовых прав работников.
6.11. Способствовать предотвращению и разрешению коллективных трудовых споров. Использовать возможности урегулирования коллективных трудовых споров учреждением «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» и выполнять его решения.
6.12. Содействовать созданию молодежных советов или советов молодых специалистов в организациях.
6.13. Продолжать работу по обучению представителей Сторон по вопросам правового обеспечения, договорного регулирования социально-трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений, основам организации взаимодействия сторон социального партнерства.
6.14. Учитывать, что при проведении коллективных переговоров по заключению отраслевых, межотраслевых соглашений в отраслях, в которых отсутствуют соответствующие объединения работодателей, сторону работодателей представляет МКПП(р).
6.15. Проводить отраслевые совещания с работодателями по вопросам социальной ответственности предпринимательства, развития отраслевой системы социального партнерства и заключения отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективных договоров.
6.16. Проводить ежегодно городской конкурс профессионального мастерства «Московские мастера» и иные конкурсы в рамках системы социального партнерства.
6.17. Содействовать созданию и развитию специализированных проектов (программ лояльности), направленных на продвижение товаров и услуг организаций, осуществляющих свою деятельность в городе Москве.
Правительство обязуется:
6.18. Обеспечивать условия для участия представителей органов системы социального партнерства в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов Правительства Москвы в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.
6.19. Включать представителей профсоюзов и работодателей в состав формируемых Правительством Москвы, органами исполнительной власти города Москвы комиссий, рабочих групп, коллегий и иных коллегиальных органов по социально-трудовым вопросам и связанным с ними экономическим вопросам.
6.20. Включать МФП и МКПП(р) в перечень организаций, которым осуществляется рассылка проектов нормативных правовых актов, относящихся к предмету настоящего Соглашения.
6.21. Продолжить реализацию мер государственной поддержки профсоюзам и организациям профсоюзов (кроме фондов и ассоциаций) по объектам нежилого фонда и земельным участкам, находящимся в собственности города Москвы и предоставленных им, в соответствии с федеральным законодательством, законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы.
6.22. Продолжить реализацию мер государственной поддержки МКПП(р), ее структурным подразделениям и организациям МКПП(р) в административных округах города Москвы по объектам нежилого фонда и земельным участкам, находящимся в собственности города Москвы и предоставленных им, в соответствии с федеральным законодательством, законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы.
6.23. Учитывать при оказании финансовой и иной поддержки организациям в качестве основных критериев выполнение работодателем обязанности по своевременной выплате работникам заработной платы, участие в системе социального партнерства, соблюдение трудового законодательства.
6.24. Предоставлять ежегодно учреждению дополнительного профессионального образования «Учебно-исследовательский центр Московской Федерации профсоюзов» субсидию на обучение представителей сторон социального партнерства вопросам регулирования социально-трудовых отношений, в размере, предусмотренном законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период.
6.25. Предоставлять ежегодно МФП субсидию на организацию и проведение новогодних представлений для детей, в том числе в Государственном Кремлевском дворце, в размере заявленных и обоснованных расходов в пределах средств, предусмотренных законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели.
6.26. Предоставлять ежегодно МФП субсидию на подготовку и проведение детских оздоровительных мероприятий в размере заявленных и обоснованных расходов в пределах средств, предусмотренных законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на осуществление указанных мероприятий МФП. При этом одним из направлений использования предоставленной субсидии является частичная компенсация расходов по приобретению путевок для отдыха и оздоровления детей, родители (законные представители) которых имеют место жительства в городе Москве либо которые осуществляют трудовую деятельность на территории города Москвы независимо от их места жительства.
6.27. Предоставлять ежегодно МКПП(р) субсидию на развитие отраслевой системы социального партнерства в городе Москве, в размере, предусмотренном законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период.
6.28. Предоставлять ежегодно МКПП(р) субсидию на организацию и проведение мероприятий для представителей сторон социального партнерства, включая руководителей и специалистов организаций, по вопросам социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», в размере, предусмотренном законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период.
6.29. Предоставлять ежегодно субсидию МКПП(р) на организацию и проведение Московского международного инженерного форума, в размере, предусмотренном законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период.
6.30. Предоставлять ежегодно субсидию учреждению «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» на оказание услуг в сфере системы социального партнерства по предотвращению коллективных трудовых споров и содействию разрешения связанных с ними конфликтов в размере, предусмотренном законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период.
6.31. Проводить ежегодно встречи с активом московских объединений работодателей по вопросам социально-экономического развития города Москвы.
Правительство и профсоюзы обязуются:
6.32. Продолжить работу по созданию Дома Профсоюзов Москвы.
Работодатели обязуются:
6.33. Заключать направленные работодателям соглашения об информационном взаимодействии с территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Москве и Московской области в целях представления в электронном виде документов, необходимых для назначения пенсии, а также при необходимости корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет для назначения пенсии в кратчайшие сроки без обращения граждан в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и возможности подачи заявления гражданами в форме электронного документа с использованием Единого портала государственных услуг и муниципальных услуг (функций) и информационной системы Пенсионного Фонда Российской Федерации «Личный кабинет застрахованного лица».
6.34. Обеспечивать условия для беспрепятственного осуществления профсоюзного контроля, в том числе проводимого совместно с органами государственного надзора и контроля, за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Способствовать инициативе работников по созданию (восстановлению) первичных профсоюзных организаций в целях развития коллективно-договорного регулирования социально-трудовых вопросов.
6.35. Обеспечивать участие в коллегиальных органах управления организациями полномочных представителей профсоюзных организаций с правом голоса.
6.36. Представлять по запросу представителей профсоюзных организаций полную и достоверную информацию, необходимую для заключения и подведения итогов выполнения коллективных договоров и соглашений.
6.37. Содействовать участию представителей выборных профсоюзных органов в городских профсоюзных мероприятиях.
6.38. Оказывать при участии МКПП(р) содействие организациям при разрешении споров с ресурсоснабжающими организациями, связанных с применением тарифов и объемами поставленных ресурсов, в целях досудебного урегулирования возникших разногласий.
6.39. Проводить при участии МКПП(р) консультирование организаций по вопросам исполнения государственных контрактов (контрактов) в целях досудебного урегулирования возникших разногласий.
Работодатели и Профсоюзы обязуются:
6.40. Осуществлять экспертизу проектов федеральных законов и проектов нормативных правовых актов города Москвы в области социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, направленных Правительством Москвы, и принимать решения по итогам их рассмотрения в установленном порядке.
Профсоюзы обязуются:
6.41. Оказывать бесплатную консультационную правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюза, работникам организаций, не состоящим в профсоюзе по правовым вопросам и вопросам охраны труда, а также ищущим работу гражданам по вопросам трудового законодательства на сайте Московской Федерации профсоюзов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе в режиме «онлайн», а также размещать на указанном сайте информационные материалы правового характера.
6.42. Не выступать организаторами забастовок в случае выполнения Правительством Москвы и работодателями обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, а также отраслевыми и окружными соглашениями и коллективными договорами.
Раздел 7. В области информационной политики и обмена информацией
Стороны обязуются:
7.1. Оказывать содействие в информировании жителей города Москвы через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет:
7.1.1. О работе элементов системы социального партнерства по реализации обязательств настоящего Соглашения отраслевых и окружных соглашений и решений Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
7.1.2. О размере минимальной заработной платы, величине прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы, утвержденного Правительством Москвы на соответствующий год.
7.1.3. О положении на рынке труда.
7.1.4. Об организациях, проводящих профессионально-ориентационные мероприятия.
7.1.5. О возможностях работодателей по трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья и молодежи.
7.1.6. О программах и мероприятиях, проводимых органами социальной защиты на селения города Москвы для лиц в возрасте 50 лет и старше.
7.1.7. О мероприятиях, организованных МКПП(р), направленных на развитие экономики и повышение инвестиционной привлекательности организаций.
7.2. Информировать Стороны в письменной форме о принимаемых решениях и нормативных правовых актах города Москвы по вопросам, которые являются предметом настоящего Соглашения, а также по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.
7.3. Размещать на сайтах Сторон в информационно-телекоммуникационной сети Интернет официальную символику Сторон, ссылки на сайты Сторон в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Правительство обязуется:
7.4. Оказывать содействие МФП и МКПП(р) в размещении информации на информационных конструкциях в установленном правовыми актами города Москвы порядке.
7.5. Создать на информационных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет органов исполнительной власти города Москвы, уполномоченных на развитие социального партнерства, раздел с размещением документов МТК и информации о ее работе.
7.6. Оказывать содействие в размещении на информационных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет соответствующих органов исполнительной власти города Москвы информацию о деятельности социальных партнеров по реализации обязательств настоящего Соглашения, окружных и отраслевых (межотраслевых) соглашений, а также решений МТК.
Правительство и Работодатели обязуются:
7.7. Оказывать содействие в выпуске совместных номеров специализированного периодического информационного издания для освещения деятельности Правительства Москвы в сфере промышленности «Дайджест московской промышленности».
7.8. Размещать (при обращении) информацию об оказании бесплатной консультационной и информационной помощи работодателям, а также иных мероприятиях, проводимых московскими объединениями работодателей в центрах поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и иных организациях, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы.
7.9. Размещать в организациях информацию с указанием органов и организаций, занимающихся досудебным урегулированием трудовых споров.
Работодатели обязуются:
7.10. Освещать в средствах массовой информации и социальных сетях московских объединений работодателей работу Правительства Москвы в сфере поддержки и развития предпринимательской деятельности.
Раздел 8. Заключительные положения
8.1. Органам исполнительной власти города Москвы в соответствии с законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период и постановлением Правительства Москвы о предоставлении субсидий, грантов в форме субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам предусматривать субсидии на цели выполнения обязательств настоящего Соглашения, городских отраслевых, межотраслевых соглашений.
8.2. Размеры субсидий, указанных в настоящем Соглашении, предусматриваемые в проекте закона города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период, корректируются в установленном порядке.
8.3. Стороны вправе по взаимному согласию устанавливать ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по настоящему Соглашению или решений МТК, если эта ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации.
8.4. Настоящее Соглашение открыто для присоединения всех организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, в порядке, определяемом Законом города Москвы от 11 ноября 2009 г. N 4 «О социальном партнерстве в городе Москве».
8.5. В целях обеспечения реализации настоящего Соглашения, дальнейшего развития социального партнерства Стороны на основе взаимных консультаций в рамках МТК разрабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения федеральным органам государственной власти, органам государственной власти города Москвы, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Центрального федерального округа и принимают меры по их реализации.
8.6. Обязательства работодателей принимают на себя также две другие Стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции. Сторонами социального партнерства осуществляется контроль за соблюдением настоящего Соглашения, составляется план посещения организаций и выносится на обсуждение Сторон. Контроль осуществляется с участием Сторон. Инициатором проведения контрольных мероприятий может выступать любая Сторона. Документы по запросу одной из Сторон предоставляются в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса. Решение о проведении посещения организаций принимается одной из Сторон при наличии в представленных документах достоверных сведений о невыполнении обязательств, принятых Сторонами. Взаимные консультации проводятся в срок не позднее 7 рабочих дней, следующих за днем поступления от Стороны письменного уведомления.
8.7. При необходимости, для реализации отдельных обязательств настоящего Соглашения принимаются нормативные правовые акты, разрабатываются дорожные карты, программы взаимодействия или иные документы.
8.8. Стороны обязуются в I квартале 2024 г. подготовить проект Московского трехстороннего соглашения между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов, московскими объединениями работодателей на 2025 год и соответствующие годы.
8.9. Стороны обязуются в IV квартале 2024 г. рассмотреть и заключить Московское трехстороннее соглашение между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов, московскими объединениями работодателей на 2025 год и соответствующие годы.
8.10. Рекомендации пунктов для включения в коллективные договоры и соглашения, указанные в приложении к настоящему Соглашению, являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
8.11. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2022 г. и действует до дня вступления в силу нового Московского трехстороннего соглашения между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов, московскими объединениями работодателей.
Мэр Москвы
С.С.Собянин
Председатель Московской
Федерации профсоюзов
М.И.Антонцев
Председатель
Московской Конфедерации
промышленников
и предпринимателей
(работодателей)
Е.В.Панина
N 77-1352
30.12.2021
Приложение
к Московскому трехстороннему
соглашению на 2022-2024 годы
между Правительством Москвы,
московскими объединениями
профсоюзов и московскими
объединениями работодателей
Пункты, рекомендованные для включения в коллективные договоры и соглашения
1. Не допускать нецелевого использования средств, предназначенных для оплаты труда. Представлять профсоюзам необходимую информацию по формированию и расходованию фонда оплаты труда.
2. Устанавливать системы оплаты труда и определять системы нормирования труда с учетом мнения (по согласованию) соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов).
3. Производить оплату сверхурочной работы за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час, за последующие часы — не менее чем в двойном размере часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы.
4. Извещать работника о составных частях заработной платы в порядке, установленным локальными нормативными актами, принятыми с учетом мнения представительного органа работников.
5. Осуществлять профсоюзный контроль за предоставлением сведений в Фонд социального страхования Российской Федерации для осуществления всех видов страхового обеспечения, производимых за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, включая сведения в части оплаты первых трех дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя.
6. Включать положения и обязательства, регулирующие особенности работы дистанционных работников: порядок их взаимодействия с работодателем, режимы рабочего времени и времени отдыха, особенности организации труда, дополнительные гарантии по оплате труда.
7. В целях закрепления рабочих кадров на производстве направлять усилия на восстановление наставничества, обеспечивающего преемственность поколений, сохранение накопленного профессионального опыта.
8. Предоставлять за счет средств организации:
— возможность повышения квалификации и дальнейшего обучения молодежи;
— профессиональное обучение и переобучение женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности, вызванные необходимостью ухода за детьми.
9. При заключении договоров об организации практической подготовки обучающихся с профессиональными образовательными организациями предусматривать оплату труда обучающихся в период практики в зависимости от сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
10. Предусматривать отчисление средств на негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное медицинское страхование работников и членов их семей.
11. Устанавливать за счет средств работодателя дополнительные меры социальной поддержки работникам, имеющим трудовые заслуги и длительный стаж работы в организации, при выходе их на пенсию. Предоставлять вышедшим на пенсию работникам возможности пользоваться социальными услугами и социальными объектами организации.
12. Предусматривать за счет средств работодателя дополнительную выплату работнику на период нахождения в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком.
13. Осуществлять дополнительное добровольное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работающих во вредных и (или) опасных условиях труда или подверженных повышенному риску возникновения профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.
14. Устанавливать в случае трудового увечья, полученного работником от несчастного случая на производстве, размер единовременной денежной компенсации, определяемый в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из 50-кратного размера минимальной заработной платы в городе Москве и уменьшаемый в зависимости от степени вины потерпевшего, но не более чем на 25 процентов.
15. Предусматривать за счет средств работодателя, дополнительные льготы и гарантии уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов (в том числе для осуществления общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда) с сохранением места работы (должности), среднего заработка, и ежегодного дополнительного оплаченного отпуска при наличии финансовых возможностей работодателя.
16. В случае реорганизации организации не допускать высвобождение работников:
— имеющих трех и более детей;
— имеющих ребенка-инвалида;
— являющихся одинокими родителями;
— являющихся членами одной семьи.
17. Проводить мероприятия по переобучению высвобождаемых работников за счет средств организаций конкурентоспособным на рынке труда профессиям.
18. Предоставлять свободное от работы время (с указанием количества часов) работникам, получившим уведомление о предстоящем расторжении трудового договора по инициативе работодателя, для самостоятельного поиска новой работы с сохранением заработной платы.
19. При сокращении численности или штата работников при равной производительности труда и квалификации, предоставлять преимущественное право на оставление на работе лицам 50 лет и старше.
20. Предусматривать дополнительные гарантии работникам, избранным в состав выборных коллегиальных органов профсоюзной организации и не освобожденным от основной работы, при расторжении с ними трудового договора по инициативе работодателя.
21. Предусматривать процедуру согласования с вышестоящим выборным профсоюзным органом расторжение трудового договора по инициативе работодателя с работником, избранным в состав выборного коллегиального органа профсоюзной организации и не освобожденного от основной работы.
22. Согласовывать с первичными профсоюзными организациями привлечение и использование иностранных работников в организацию.
23. Предоставлять право председателю первичной профсоюзной организации или его заместителю, принимать участие в оперативных совещаниях и заседаниях правления организации с правом голоса в соответствии с уставными документами или коллективным договором.
24. Предусматривать включение положений о передаче коллективного трудового спора в случае его возникновения на рассмотрение в учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» и выполнении его решений.
25. Создавать молодежные советы в организации, содействовать их работе с оказанием организационной и финансовой поддержки.
26. Проводить мероприятия по социальной поддержке молодых специалистов.
27. Не допускать нецелевое использование объектов социальной инфраструктуры.
28. Предусматривать проведение конкурсов профессионального мастерства.
29. Организовывать культурно-массовые корпоративные мероприятия, спортивные праздники и соревнования в массовых видах спорта семейной направленности.